Операционная система UNIX

       

Программные гнезда (Sockets)


Механизм программных гнезд (Sockets) впервые был реализован в 1982 году в UNIX BSD 4.1 в качестве развитого средства межпроцессных взаимодействий. Это средство, вообще говоря, позволяет любому процессу обмениваться сообщениями с любым другим процессом, независимо от того, выполняются они на одном компьютере или на разных, соединенных сетью. Функционально механизм программных гнезд близок к возможностям TLI (пятого уровня в соответствии с моделью ISO/OSI).

Программные гнезда входят в число обязательных компонентов стандартной среды ОС UNIX, однако реализуются в разных системах по-разному. В BSD-ориентированных системах Sockets исторически реализуются в ядре ОС, и пользователям предоставляются пять специальных системных вызовов: socket, bind, listen, connect и accept (подробнее о функциях этих системных вызовов см. п. 3.4.5).

В UNIX System V Release 4 тоже поддерживается механизм программных гнезд, однако он реализован не внутри ядра системы, а в виде набора библиотечных функций (библиотеки /usr/lib/libsocket.a), которые написаны с использованием механизма TLI. Заметим, что это в очередной раз демонстрирует преимущества подхода открытых систем, который всегда поддерживался в мире ОС UNIX: при наличии четко определенных интерфейсов и развитых базовых средств прикладной программист и разработанные им программы не должны зависеть от конкретной реализации.

Тем не менее, разработчики и поставщики System V призывают не использовать механизм Sockets в новых программах, а опираться непосредственно на возможности TLI. По нашему мнению, это дело вкуса, поскольку существует так много давно написанных программ, использующих программные гнезда, что ни один поставщик ОС UNIX никогда не решится перестать поддерживать Sockets.


Взаимодействие процессов на основе программных гнезд основано на модели "клиент-сервер". Процесс-сервер "слушает (listens)" свое программное гнездо, одну из конечных точек двунаправленного пути коммуникаций, а процесс-клиент пытается общаться с процессом-сервером через другое программное гнездо, являющееся второй конечной точкой коммуникационного пути и, возможно, располагающееся на другом компьютере. Ядро поддерживает внутренние соединения и маршрутизацию данных от клиента к серверу.

Программные гнезда с общими коммуникационными свойствами, такими как способ именования и протокольный формат адреса, группируются в домены. Наиболее часто используемыми являются "домен системы UNIX" для процессов, которые взаимодействуют через программные гнезда в пределах одного компьютера, и "домен Internet" для процессов, которые взаимодействуют в сети в соответствии с семейством протоколов TCP/IP (см. п. 2.7.2).

Выделяются два типа программных гнезд - гнезда с виртуальным соединением (в начальной терминологии stream sockets) и датаграммные гнезда (datagram sockets). При использовании программных гнезд с виртуальным соединением обеспечивается передача данных от клиента к серверу в виде непрерывного потока байтов с гарантией доставки. При этом до начала передачи данных должно быть установлено соединение, которое поддерживается до конца коммуникационной сессии. Датаграммные программные гнезда не гарантируют абсолютной надежной, последовательной доставки сообщений и отсутствия дубликатов пакетов данных - датаграмм. Но для использования датаграммного режима не требуется предварительное дорогостоящее установление соединений, и поэтому этот режим во многих случаях является предпочтительным. Система по умолчанию сама обеспечивает подходящий протокол для каждой допустимой комбинации "домен-гнездо". Например, протокол TCP используется по умолчанию для виртуальных соединений, а протокол UDP - для датаграммного способа коммуникаций (информация об этих протоколах представлена в п. 2.7.2).



Для работы с программными гнездами поддерживается набор специальных библиотечных функций (в UNIX BSD это системные вызовы, однако, как мы отмечали в п. 2.7.3, в UNIX System V они реализованы на основе потокового интерфейса TLI). Рассмотрим кратко интерфейсы и семантику этих функций.

Для создания нового программного гнезда используется функция socket:

sd = socket(domain, type, protocol);

где значение параметра domain определяет домен данного гнезда, параметр type указывает тип создаваемого программного гнезда (с виртуальным соединением или датаграммное), а значение параметра protocol определяет желаемый сетевой протокол. Заметим, что если значением параметра protocol является нуль, то система сама выбирает подходящий протокол для комбинации значений параметров domain и type, это наиболее распространенный способ использования функции socket. Возвращаемое функцией значение является дескриптором программного гнезда и используется во всех последующих функциях. Вызов функции close(sd) приводит к закрытию (уничтожению) указанного программного гнезда.



Для связывания ранее созданного программного гнезда с именем используется функция bind:

bind(sd, socknm, socknlen);

Здесь sd - дескриптор ранее созданного программного гнезда, socknm - адрес структуры, которая содержит имя (идентификатор) гнезда, соответствующее требованиям домена данного гнезда и используемого протокола (в частности, для домена системы UNIX имя является именем объекта в файловой системе, и при создании программного гнезда действительно создается файл), параметр socknlen содержит длину в байтах структуры socknm (этот параметр необходим, поскольку длина имени может весьма различаться для разных комбинаций "домен-протокол").

С помощью функции connect процесс-клиент запрашивает систему связаться с существующим программным гнездом (у процесса-сервера):

connect(sd, socknm, socknlen);

Смысл параметров такой же, как у функции bind, однако в качестве имени указывается имя программного гнезда, которое должно находиться на другой стороне коммуникационного канала. Для нормального выполнения функции необходимо, чтобы у гнезда с дескриптором sd и у гнезда с именем socknm были одинаковые домен и протокол. Если тип гнезда с дескриптором sd является датаграммным, то функция connect служит только для информирования системы об адресе назначения пакетов, которые в дальнейшем будут посылаться с помощью функции send; никакие действия по установлению соединения в этом случае не производятся.



Функция listen предназначена для информирования системы о том, что процесс-сервер планирует установление виртуальных соединений через указанное гнездо:

listen(sd, qlength);

Здесь sd - это дескриптор существующего программного гнезда, а значением параметра qlength является максимальная длина очереди запросов на установление соединения, которые должны буферизоваться системой, пока их не выберет процесс-сервер.

Для выборки процессом-сервером очередного запроса на установление соединения с указанным программным гнездом служит функция accept:

nsd = accept(sd, address, addrlen);

Параметр sd задает дескриптор существующего программного гнезда, для которого ранее была выполнена функция listen; address указывает на массив данных, в который должна быть помещена информация, характеризующая имя программного гнезда клиента, со стороны которого поступает запрос на установление соединения; addrlen - адрес, по которому находится длина массива address. Если к моменту выполнения функции accept очередь запросов на установление соединений пуста, то процесс-сервер откладывается до поступления запроса. Выполнение функции приводит к установлению виртуального соединения, а ее значением является новый дескриптор программного гнезда, который должен использоваться при работе через данное соединение. По адресу addrlen помещается реальный размер массива данных, которые записаны по адресу address. Процесс-сервер может продолжать "слушать" следующие запросы на установление соединения, пользуясь установленным соединением.

Для передачи и приема данных через программные гнезда с установленным виртуальным соединением используются функции send и recv:

count = send(sd, msg, length, flags);

count = recv(sd, buf, length, flags);

В функции send параметр sd задает дескриптор существующего программного гнезда с установленным соединением; msg указывает на буфер с данными, которые требуется послать; length задает длину этого буфера. Наиболее полезным допустимым значением параметра flags является значение с символическим именем MSG_OOB, задание которого означает потребность во внеочередной посылке данных. "Внеочередные" сообщения посылаются помимо нормального для данного соединения потока данных, обгоняя все непрочитанные сообщения. Потенциальный получатель данных может получить специальный сигнал и в ходе его обработки немедленно прочитать внеочередные данные. Возвращаемое значение функции равняется числу реально посланных байтов и в нормальных ситуациях совпадает со значением параметра length.



В функции recv параметр sd задает дескриптор существующего программного гнезда с установленным соединением; buf указывает на буфер, в который следует поместить принимаемые данные; length задает максимальную длину этого буфера. Наиболее полезным допустимым значением параметра flags является значение с символическим именем MSG_PEEK, задание которого приводит к переписи сообщения в пользовательский буфер без его удаления из системных буферов. Возвращаемое значение функции является числом байтов, реально помещенных в buf.

Заметим, что в случае использования программных гнезд с виртуальным соединением вместо функций send и recv можно использовать обычные файловые системные вызовы read и write. Для программных гнезд они выполняются абсолютно аналогично функциям send и recv. Это позволяет создавать программы, не зависящие от того, работают ли они с обычными файлами, программными каналами или программными гнездами.

Для посылки и приема сообщений в датаграммном режиме используются функции sendto и recvfrom:

count = sendto(sd, msg, length, flags, socknm, socknlen);

count = recvfrom(sd, buf, length, flags, socknm, socknlen);

Смысл параметров sd, msg, buf и lenght аналогичен смыслу одноименных параметров функций send и recv. Параметры socknm и socknlen функции sendto задают имя программного гнезда, в которое посылается сообщение, и могут быть опущены, если до этого вызывалась функция connect. Параметры socknm и socknlen функции recvfrom позволяют серверу получить имя пославшего сообщение процесса-клиента.

Наконец, для немедленной ликвидации установленного соединения используется системный вызов shutdown:

shutdown(sd, mode);

Вызов этой функции означает, что нужно немедленно остановить коммуникации либо со стороны посылающего процесса, либо со стороны принимающего процесса, либо с обеих сторон (в зависимости от значения параметра mode). Действия функции shutdown отличаются от действий функции close тем, что, во-первых, выполнение последней "притормаживается" до окончания попыток системы доставить уже отправленные сообщения. Во-вторых, функция shutdown разрывает соединение, но не ликвидирует дескрипторы ранее соединенных гнезд. Для окончательной их ликвидации все равно требуется вызов функции close.

Замечание: приведенная в этом пункте информация может несколько отличаться от требований реально используемой вами системы. В основном это относится к символическим именам констант. Постоянная беда пользователей ОС UNIX состоит в том, что от версии к версии меняются символические имена и имена системных структурных типов.


Содержание раздела